Увеличитель крутящего момента и его схема


С началом движения трактора, в том числе при работе с полной нагрузкой, возникают сопротивления, которые преодолеваются с помощью специального механизма – увеличителя крутящего момента (УКМ). Приспособление изменяет передаточное число силовой передачи, для повышения тягового усилия на ходу.

Устройство

Увеличитель крутящего момента, закреплен перед коробкой передач, на ходу трактора повышает передаточное число на включенной передаче, увеличивает крутящий момент, передаваемый к ведущим колесам. При этом повышается тяговое усилие трактора и последний преодолевает временное сопротивление машины или орудия.

Увеличитель крутящего момента содержит:

  1. Планетарную передачу
  2. Муфту сцепления
  3. Муфту свободного хода

На ведущем валу механизма, который соединяется с валом главной муфты сцепления, закреплена ведущая солнечная шестерня.

Вторая солнечная шестерня большего размера соединяется с валом коробки передач. С обеими шестернями входят в постоянное зацепление двойные сателлиты, которые вращаются в подшипниках на осях, закрепленных в водиле.

Схема увеличителя крутящего момента

1 – рычаг управления; 2 – ведущий вал; 3 – выключающие рычаги муфты сцепления; 4 – нажимные пружины муфты сцепления; 5 – нажимной диск; 6 – ведущий диск; 7 – корпус муфты сцепления; 8 – муфта свободного хода; 9 – водило планетарного механизма; 10 – сателлит; 11 – ведомая солнечная шестерня; 12 – ведущая солнечная шестерня; 13 – ведомый вал.

Механизм включают и выключают при помощи однодисковой, сухой, постоянно замкнутой муфты сцепления.

Ведущий диск муфты соединяется при помощи шлицев с ведущим валом, а нажимной диск через корпус муфты — со ступицей водила. Диски постоянно прижаты друг к другу пружинами.

Принцип работы

Муфту включает тракторист, перемещая рычаг в кабине.

Ступица водила снабжается роликовой муфтой свободного хода, которая дает возможность вращаться водилу только в сторону вращения всего механизма и удерживает благодаря заклиниванию роликов водило от обратного вращения.

Читайте также:  Двигатель УД-2. Устройство и техническая характеристика

Планетарный механизм располагается в картере, заполненный маслом. Муфта сцепления располагается в другом сухом картере.

Когда муфта сцепления включена и диски сжаты, ведущий вал с солнечной шестерней и водило соединены друг с другом и, вращаясь вместе, передают через сателлиты вращение ведомой солнечной шестерне и валу.

При этом сателлиты вокруг осей не вращаются и механизм передает вращение валу коробки передач без изменения передаточного числа.

При выключении муфты сцепления диски расходятся; водило отсоединяется от ведущего вала и стремится под действием усилий, передаваемых сателлитами от ведущей солнечной шестерни, повернуться в обратном направлении. В этом случае ролики муфты заклинивают водило и удерживают от вращения. При неподвижном водиле вращение от ведущей солнечной шестерни передается ведомой шестерне, вращающимися вокруг осей сателлитами.

Вращение в этом случае передается от малых шестерен большим, у которых единое передаточное число больше единицы, как правило 1,25. Поэтому число оборотов ведомой солнечной шестерни и ведущего вала коробки передач понижается, а момент на валу соответственно возрастает. Таким образом, при включенной передаче в коробке передач на ходу трактора увеличиваются передаточные числа и тяговые усилия трактора.

После преодоления возросшего сопротивления увеличитель крутящего момента выключается включением его муфты сцепления без остановки трактора.