Трактор ДТ-54


Трактор ДТ-54 являлся гусеничным трактором общего назначения для использования в сельском хозяйстве. В течении 14-ти лет трактор выпускался Сталинградским тракторным заводом, затем в течении периода с 1949 года по 1969 год – Харьковским тракторным заводом, а с 1969  по 1979 года в сибири на Алтайском тракторном заводе. За весь период производства тракторов ДТ-54 было выпущено 957900 единиц.

Фото гусеничного трактора ДТ-54

Фото гусеничного трактора ДТ-54

Гусеничный ДТ-54 в основном использовался как пропашной трактор с использованием 4-х или 5-ти корпусного плуга. Кроме того, трактор мог оснащаться различным навесным и прицепным сельхозоборудованием, в том числе и с использованием вала отбора мощности. ДТ-54 сконструирован по классической для гусеничных тракторов схеме, которую можно разделить на основные группы: ходовая часть, двигатель, силовая передача, механизмы управления, вспомогательное и рабочее оборудование.

Общая схема трактора ДТ-54

Общая схема трактора ДТ-54: 1 — опорный каток; 2 — гусеница; 3 — направляющее колесо; 4 — передний брус рамы; 5 — водяной радиатор; 6 — масляный радиатор; 7 — двигатель; 8 — воздухоочиститель; 9 — кабина; 10 — топливный бак; 11 — коробка передач; 12—задний мост; 13 — конечная передача; 14 — гидравлическая навесная система; 15 — силовой цилиндр; 16 — ведущее колесо; 17 — подвеска трактора; 18 — соединительный кал; 19 — рама; 20 — муфта сцепления.

Коробка передач трактора ДТ-54 была 6-ти ступенчатая, из которых пять передач для движения вперед и одна назад. Диапазон рабочих скоростей трактора варьировался от 3,5 до 8 км/ч. Тяговое усилие трактора составляло от 1000 до 2850 кг. Силовая передача трактора используется для передачи вращения валу отбора мощности и ведущим колесам. Трансмиссия включает в себя муфту сцепления, коробку передач, задний мост, конечные передачи и соединительный вал.

Читайте также:  Минитрактор ХТЗ Т-010

Ходовая часть ДТ-54 служит для поддержания остова трактора, а также для преобразования вращательного движения ведущих колес в поступательное движение трактора. В ходовую часть, помимо ведущих колес, входят гусеницы, поддерживающие ролики, направляющие колеса, а также подвеска оснащенная балансирными каретками с опорными катками. При помощи опорных колес и приводимых в движение ведущих колес, трактор перекатывается по гусеницам, состоящие из соединенных между собой стальных звеньев. Поддерживающие ролики ограничивают провисание верхних ветвей гусеницы, а направляющие колеса регулируют их натяжение.

ДТ-54 оснащался простейшей двухместной металлической кабиной с мягким сиденьем. В кабине размещаются органы управления трактором и щиток приборов, служащий для контролирования работы дизеля. Для проведения работ в ночное время суток трактор оснащался световыми электрическими приборами.

Двигатель ДТ-54

Трактор оснащался четырехцилиндровым дизельным двигателем Д-54, мощность которого составляет 54 л.с. Основное назначение двигателя – это преобразование тепловой энергии в механическую посредством кривошипно-шатунного механизма. Основой для двигателя служит блок-картер внутри и снаружи которого размещены все основные механизмы.

Схема двигателя трактора ДТ-54

Схема двигателя трактора ДТ-54: 1 — головка цилиндров; 2 — водяная рубашка; 3 — штанга толкателя; 4 — распределительный вал; 5 — корпус уплотнения; 6 — картер муфты сцепления; 7 — маховик; 8 — венец маховика; 9 — задняя балка; 10 — масляный насос; 11 — шестерня привода масляного насоса; 12 — передняя балка; 13 — шестерня коленчатого вала; 14 — крышка; 15 — картер шестерен распределения; 16 — водяной насос с вентилятором; 17 — выпускной клапан; 18 — пружина клапана; 19 — шпилька; 20 — сапун; 21 — колпак клапанного механизма; 22 — коленчатый вал.

Видео трактора ДТ-54

Технические характеристики трактора ДТ-54

Тип трактора
гусеничный,
общего
назначения
Вес трактора (конструктивный), кг
5400
Габаритные размеры, мм:
..длина с прицепным устройством
3660
..ширина
1865
..высота
2300
Дорожный просвет, мм
260
База (расстояние между осями
крайних опорных катков), мм
1622
Колея (расстояние между серединами гусениц), мм
1435
Удельное давление на почву, кгс/см2
0,41
Число передач:
..вперед
5
..назад
1
Диапазон скоростей, км/ч:
..вперед
3,59 – 7,90
..назад
2,43
Марка двигателя
Д-54
Тип двигателя
Бескомпрессорный,
четырёхтактный
дизельный
двигатель с
вихревыми
камерами
Номинальная мощность при 1300 об/мин, л.с.
54
Максимальный крутящий момент, кГм
35
Масса двигателя (сухая, без радиатора), кг
1100
Емкость топливного бака, л
185
Пуск двигателя
пусковой
двигатель
ПД-10М
Читайте также:  Коробка передач трактора Т-150