Тормозной кран трактора ЮМЗ


Тормозной кран трактора ЮМЗ предназначен для управления тормозами прицепов, оборудованных однопроводным пневматическим приводом, а также посредством пневмопереходника — гидроприводом. Кран приводится в действие левой педалью тормоза трактора через тягу, соединяющую педаль с рычагом управления тормозного крана.

Тормозной кран состоит из корпуса и крышки, между которыми установлена диафрагма. В центральном отверстии диафрагмы с помощью двух шайб, уплотняющих прокладок и гайки закреплено седло выпускного клапана. Под диафрагмой установлена пружина, которая одним концом упирается в диафрагму, а другим в крышку. Ось рычага управления установлена в корпусе и вращается вместе с рычагом на двух бронзовых втулках. Внутри корпуса на оси рычага управления закреплен эксцентриковый кулачок, в который через винт и тарелку упирается уравновешивающая пружина диафрагмы. Тарелка пружины навернута на винт и удерживается на нем от самопроизвольного вращения фиксирующим устройством, состоящим из двух шариков и распорной пружины.

Выпускной клапан посредством распорной втулки и стяжного винта жестко соединен с впускным клапаном, который прижимается к седлу пружиной. Полость А крана сообщается с баллоном пневмосистемы, полость Б — с тормозной системой прицепа и с полостью крана под диафрагмой, а полость В — через выпускное окно Г с атмосферой.

Тормозной кран трактора ЮМЗ

Тормозной кран трактора ЮМЗ: 1 — кулачок; 2 — клапан выпускного окна; 3 — рычаг управления; 4 — фиксирующее устройство; 5 — диафрагма; 6 — седло выпускного клапана; 7 — регулировочные прокладки; 8 — впускной клапан; 9 — седло впускного клапана; 10 и 12 — пружины; 11 — выпускной клапан; 13 — крышка; 14 — уравновешивающая пружина; 15 — тарелка; 16 —винт; 17 — упор; 18 — корпус.

После установки на трактор ЮМЗ, привод тормозного крана регулируют, чтобы нижнее плечо рычага управления соприкасалось с поверхностью упора на корпусе крана при не нажатой педали тормоза. Регулировка производится изменением длины тяги, соединяющей педаль тормоза с рычагом управления. В таком положении рычага управления кулачок через винт, тарелку и пружину нажимает на головку седла и диафрагму. Так как жесткость пружины значительно выше жесткости пружины, диафрагма прогибается, и седло прижимается к выпускному клапану, а впускной клапан при этом открывается. Сжатый воздух из баллона через открытый впускной клапан поступает в полость Б крана и далее в тормозную систему прицепа, растормаживая при этом его колеса.

Читайте также:  Топливный насос трактора ЮМЗ

При нажатии на педаль тормоза рычаг поворачивается, выступ кулачка отходит от винта, усилие нажатия пружины на диафрагму и седло выпускного клапана уменьшается, а диафрагма вместе с седлом под действием пружины и давления воздуха под диафрагмой прогибается влево. Впускной клапан под действием пружины прижимается к своему седлу, и поступление воздуха из полости А в полость Б прекращается.

При дальнейшем перемещении диафрагмы седло отходит от выпускного клапана, отверстие в седле открывается, и воздух из полости Б через полость В и выпускное окно Г выходит в атмосферу. При этом колеса прицепа тормозятся.

Если нажать на педаль тормоза до отказа, то из тормозной системы прицепа в атмосферу выйдет весь воздух, что соответствует полному торможению колес. При промежуточном положении педали воздух будет выходить в атмосферу до тех пор, пока усилие пружины не превысит усилия пружины и снижающегося давления воздуха под диафрагмой. Как только это произойдет, диафрагма переместится вправо, седло прижмется к выпускному клапану, и выход воздуха в атмосферу прекратится.

В тормозной системе прицепа возникает промежуточное давление, что соответствует притормаживанию колес. Это давление всегда соответствует величине нажатия на педаль тормоза. При полном нажатии на педаль давление равно нулю, а при отпущенной педали оно максимально. Максимальное давление зависит от усилия предварительной затяжки уравновешивающей пружины, которое регулируют вращением тарелки.

Эффективность торможения и растормаживания колес зависит от степени открытия клапанов при работе крана. Если при торможении недостаточно открыт выпускной клапан, то давление воздуха в тормозной системе прицепа будет снижаться медленно, и торможение будет недостаточно эффективным. Если недостаточно открывается впускной клапан, то при освобождении педали тормоза будет происходить медленное растормаживание колес.

Читайте также:  Термостат трактора ЮМЗ

Ход клапанов, который должен быть равен 2,5—3 мм регулируют изменением числа прокладок под седлом впускного клапана.