Тормозной кран трактора ЮМЗ предназначен для управления тормозами прицепов, оборудованных однопроводным пневматическим приводом, а также посредством пневмопереходника — гидроприводом. Кран приводится в действие левой педалью тормоза трактора через тягу, соединяющую педаль с рычагом управления тормозного крана.
Тормозной кран состоит из корпуса и крышки, между которыми установлена диафрагма. В центральном отверстии диафрагмы с помощью двух шайб, уплотняющих прокладок и гайки закреплено седло выпускного клапана. Под диафрагмой установлена пружина, которая одним концом упирается в диафрагму, а другим в крышку. Ось рычага управления установлена в корпусе и вращается вместе с рычагом на двух бронзовых втулках. Внутри корпуса на оси рычага управления закреплен эксцентриковый кулачок, в который через винт и тарелку упирается уравновешивающая пружина диафрагмы. Тарелка пружины навернута на винт и удерживается на нем от самопроизвольного вращения фиксирующим устройством, состоящим из двух шариков и распорной пружины.
Выпускной клапан посредством распорной втулки и стяжного винта жестко соединен с впускным клапаном, который прижимается к седлу пружиной. Полость А крана сообщается с баллоном пневмосистемы, полость Б — с тормозной системой прицепа и с полостью крана под диафрагмой, а полость В — через выпускное окно Г с атмосферой.

Тормозной кран трактора ЮМЗ: 1 — кулачок; 2 — клапан выпускного окна; 3 — рычаг управления; 4 — фиксирующее устройство; 5 — диафрагма; 6 — седло выпускного клапана; 7 — регулировочные прокладки; 8 — впускной клапан; 9 — седло впускного клапана; 10 и 12 — пружины; 11 — выпускной клапан; 13 — крышка; 14 — уравновешивающая пружина; 15 — тарелка; 16 —винт; 17 — упор; 18 — корпус.
После установки на трактор ЮМЗ, привод тормозного крана регулируют, чтобы нижнее плечо рычага управления соприкасалось с поверхностью упора на корпусе крана при не нажатой педали тормоза. Регулировка производится изменением длины тяги, соединяющей педаль тормоза с рычагом управления. В таком положении рычага управления кулачок через винт, тарелку и пружину нажимает на головку седла и диафрагму. Так как жесткость пружины значительно выше жесткости пружины, диафрагма прогибается, и седло прижимается к выпускному клапану, а впускной клапан при этом открывается. Сжатый воздух из баллона через открытый впускной клапан поступает в полость Б крана и далее в тормозную систему прицепа, растормаживая при этом его колеса.
При нажатии на педаль тормоза рычаг поворачивается, выступ кулачка отходит от винта, усилие нажатия пружины на диафрагму и седло выпускного клапана уменьшается, а диафрагма вместе с седлом под действием пружины и давления воздуха под диафрагмой прогибается влево. Впускной клапан под действием пружины прижимается к своему седлу, и поступление воздуха из полости А в полость Б прекращается.
При дальнейшем перемещении диафрагмы седло отходит от выпускного клапана, отверстие в седле открывается, и воздух из полости Б через полость В и выпускное окно Г выходит в атмосферу. При этом колеса прицепа тормозятся.
Если нажать на педаль тормоза до отказа, то из тормозной системы прицепа в атмосферу выйдет весь воздух, что соответствует полному торможению колес. При промежуточном положении педали воздух будет выходить в атмосферу до тех пор, пока усилие пружины не превысит усилия пружины и снижающегося давления воздуха под диафрагмой. Как только это произойдет, диафрагма переместится вправо, седло прижмется к выпускному клапану, и выход воздуха в атмосферу прекратится.
В тормозной системе прицепа возникает промежуточное давление, что соответствует притормаживанию колес. Это давление всегда соответствует величине нажатия на педаль тормоза. При полном нажатии на педаль давление равно нулю, а при отпущенной педали оно максимально. Максимальное давление зависит от усилия предварительной затяжки уравновешивающей пружины, которое регулируют вращением тарелки.
Эффективность торможения и растормаживания колес зависит от степени открытия клапанов при работе крана. Если при торможении недостаточно открыт выпускной клапан, то давление воздуха в тормозной системе прицепа будет снижаться медленно, и торможение будет недостаточно эффективным. Если недостаточно открывается впускной клапан, то при освобождении педали тормоза будет происходить медленное растормаживание колес.
Ход клапанов, который должен быть равен 2,5—3 мм регулируют изменением числа прокладок под седлом впускного клапана.