Тормоза трактора ЮМЗ – устройство и схема


Тормоза трактора ЮМЗ предназначены для торможения и возможности выполнения трактором крутых поворотов. На тракторе устанавливаются колодочные или дисковые тормоза с педалями управления, расположенными на полу. Имеющиеся на тракторе два тормоза расположены снаружи по обеим сторонам задней части корпуса коробки передач и заднего моста.

Тормоза колодочного типа представляют собой тормозной барабан с приваренной к нему ступицей, насаженной на шлицевой конец ведущего вала, и затянутой на нем корончатой гайкой. Ведущий вал изготовлен как одно целое с шестерней, находящейся в зацеплении с ведомой шестерней конечной передачи, и вращается на двух подшипниках, установленных в стакане. Стакан размещен в расточке боковой стенка корпуса трансмиссии и прикреплен к нему вместе с диском тормоза четырьмя болтами. На диске смонтированы тормозные колодки с фрикционными накладками. Тормозные колодки установлены на опорные пальцы и разжимной кулачок и прижимаются к ним двумя пружинами. Опорные пальцы в свою очередь, опираются на регулировочный конус, ввернутый в нижнюю бобышку диска.

Схема устройство тормозов трактора ЮМЗ

Схема устройство тормозов трактора ЮМЗ: а — колодочные; б — дисковые; 1 — регулировочный конус; 2 — барабан; 3 — ступица барабана; 4 — ведущий вал; 5 — корончатая гайка; 6 — валик; 7 — диск тормоза; 8 — рычаг управления; 9 и 11 — подшипники; 10 — стакан; 12 — шестерня; 13 — разжимной кулачок; 14 — ролик; 15 — тормозные колодки; 16 — фрикционные накладки; 17 — болт; 18 — опорные пальцы; 19 — пружина; 20 — промежуточный диск; 21 — вилка; 22 — тяга; 23 — кожух; 24 — шарик; 25 — соединительный диск.

Разжимной кулачок свободно установлен в отверстие валика, имеющего на выступающем наружу конце рычаг управления. Соприкосновение каждой колодки с кулачком происходит через два ролика.

Читайте также:  Блок цилиндров трактора ЮМЗ

Дисковые тормоза трактора ЮМЗ-6 представляют собой ведущий вал, на шлицевом конце которого расположены соединительные диски с фрикционными накладками. Между соединительными дисками находятся чугунные нажимные диски, имеющие с внутренней стороны наклонные лунки переменной глубины, в которых перемещаются шарики. Через тяги и вилку диски соединены с приводом тормозов. На наружном диаметре дисков имеются выступы, которые при торможении упираются в выступы кожуха. Диски между собой стянуты пружинами.

Управление тормозами осуществляется двумя педалями, которые для одновременного действия правого и левого тормозов должны быть сблокированы планкой. При нажатии на педаль перемещение тяги у тракторов с колодочными тормозами вызовет поворот рычага, а вместе с ним и валика тормоза. Вместе с валиком повернется на некоторый угол и находящийся в его расточке плавающий разжимной кулачок. Поворачиваясь, кулачок нажмет через ролики на колодки, вследствие чего они разойдутся и прижмутся к барабану.

В результате трения, возникающего при этом между неподвижными колодками и вращающимся барабаном, последний остановится и остановит связанное с ним ведущее колесо трактора. По окончании торможения колодки возвращаются в первоначальное положение под действием пружин.

В процессе эксплуатации фрикционные накладки тормозных колодок изнашиваются, зазор между тормозными колодками и барабаном увеличивается, и торможение становится неэффективным. Зазор между тормозными колодками и барабаном регулируется с помощью регулировочного конуса, а также изменением длины тяги, соединяющей рычаг с педалью тормоза. При завертывании в тормоз конус перемещается, нажимает на опорные пальцы, поднимает их и таким образом раздвигает колодки.

У тракторов с дисковыми тормозами действие тормозной педали через вилки и тяги передается нажимным дискам, которые проворачиваются один относительно другого. При этом шарики перекатываются по наклонным лункам и раздвигают нажимные диски, зажимая тем самым фрикционные диски. По окончании торможения нажимные диски возвращаются в первоначальное положение под действием пружин. Зазор между дисками регулируется изменением длины тяги с помощью регулировочной муфты.

Читайте также:  Компрессор трактора ЮМЗ

Для удержания трактора ЮМЗ в заторможенном состоянии при стоянке на нем, кроме ножного, имеется также ручное управление тормозами, которое осуществляется рычагом. Ось рычага установлена в кронштейне, закрепленном на крышке заднего моста, и смазывается через масленку. Рычаг посредством тяги и качалок, установленных на валике педалей тормозов, связан с тормозными тягами. На рычаге имеется подпружиненная защелка , которая при перемещении рычага на себя автоматически «заскакивает» за соответствующий зуб сектора и удерживает тормоза в заторможенном состоянии. Для растормаживания нужно потянуть на себя рычаг, нажать на кнопку и, удерживая кнопку в нажатом состоянии отвести рычаг в крайнее переднее положение.

Управление тормозами ЮМЗ

Управление тормозами ЮМЗ: а — колодочными; б — дисковыми; 1 и 10 — рычаги; 2, 7 и 12 — тяги; 3 — зубчатый сектор; 4 — подпружиненная защелка; 5 — рычаг стояночного тормоза; 6 – кнопка; 8 — педаль; 9 — качалка; 11 — масленка; 13 — седло тормозного цилиндра; 14 — планка; 15 — пружина; 16 — сектор; 17 — регулировочная муфта.

Привод управления тормозами прицепа

Привод управления тормозами прицепа используют на транспортных работах в агрегате с одноосными и двухосными прицепами, оборудованными гидравлическими тормозами.

При установке на тракторы пневмосистемы управление тормозами прицепа осуществляется посредством пневматического привода на гидравлические или пневматические тормоза прицепа. Механический привод на гидравлические тормоза прицепа состоит из рычага, закрепленного на правой тормозной педали, толкающей тяги и седла тормозного цилиндра.

После сцепки прицепа с трактором тормозной цилиндр устанавливают в седло и фиксируют защелкой. При работе с прицепом привод должен быть отрегулирован так, чтобы торможение прицепа наступало раньше, чем трактора. Это достигается увеличением хода педалей тормозов и регулированием длины тяги вращением вилки.