Термостат трактора ЮМЗ


Термостат трактора ЮМЗ предназначен для автоматического поддержания в заданных пределах температуры охлаждающей жидкости в рубашке охлаждения дизеля и ускорения прогрева дизеля после пуска.

Устройство термостата

Термостат состоит из штампованного корпуса, цилиндра, штока, основного и вспомогательного клапанов с пружинами. В цилиндр термостата вставлен резиновый упругий элемент (вытеснитель), а пространство между стенками цилиндра и резиновым элементом заполнено церезином (твердым наполнителем) и герметично закрыто. Шток одним концом (имеющим конус) входит в упругий элемент, а другим ввернут в корпус.

Термостат трактора ЮМЗ

Термостат трактора ЮМЗ: 1 — корпус термостата; 2 — вспомогательный клапан; 3 — цилиндр; 4 — окно; 5 — упругий элемент; 6 — основной клапан; 7 — верхняя полость; 8 — канал; 9 — прокладка; 10 и 13 — пружины; 11 — церезин (твердый наполнитель); 12 — шток; 14 — средняя полость; 15 —нижняя полость.

Основной клапан закреплен на цилиндре и может перемещаться только вместе с цилиндром. Пружина основного клапана, упираясь одним концом в цилиндр, а другим в корпус, стремится удержать клапан в закрытом положении.

Вспомогательный клапан свободно надет на шток и прижат пружиной к цилиндру. Положение вспомогательного клапана зависит от перемещения цилиндра. Если цилиндр находится в таком положении, при котором основной клапан закрыт, то вспомогательный клапан в это время открыт, и его пружина сжата. Если цилиндр перемещается в сторону открытия основного клапана, то вспомогательный клапан под действием пружины закрывает окна в корпусе.

Термостат ЮМЗ установлен в средней полости литого алюминиевого корпуса, состоящего из двух частей и прикрепленного к головке блока цилиндров на выходе жидкости из рубашки охлаждения дизеля. В корпусе выполнены три полости. Верхняя полость сообщается с радиатором, нижняя — с насосом и средняя — с рубашкой охлаждения дизеля. У дизелей Д65Н1 средняя полость сообщается также с рубашкой охлаждения пускового двигателя.

Читайте также:  Задний мост трактора ЮМЗ. Ремонт и регулировка

Основной клапан термостата (в закрытом состоянии) и резиновая прокладка, установленная между термостатом и верхней частью корпуса, препятствуют прохождению охлаждающей жидкости из средней полости в верхнюю. Вспомогательный клапан ограничивает прохождение охлаждающей жидкости из средней полости в нижнюю при работе термостата.

Принцип работы термостата

Работает термостат трактора ЮМЗ-6 следующим образом. Когда охлаждающая жидкость холодная, основной клапан под действием пружины плотно закрыт, а вспомогательный клапан открыт. Охлаждающая жидкость из рубашки охлаждения дизеля направляется через среднюю полость, окно в корпусе и нижнюю полость в насос, минуя радиатор. При нагревании охлаждающей жидкости наполнитель в цилиндре плавится и оказывает давление на упругий элемент, а через него на шток. Когда дизель прогреется настолько, что усилия воздействия упругого элемента на шток и пружины вспомогательного клапана превысят усилие пружины основного клапана, цилиндр переместится, и основной клапан откроет верхнее отверстие, а вспомогательный клапан закроет боковые окна в корпусе.

Охлаждающая жидкость через верхнее отверстие пойдет на охлаждение в радиатор. Клапан термостата начинает открываться при температуре (78±2)°С и полностью открывается при температуре (91±3)°С.

При снижении температуры наполнитель в цилиндре затвердевает и уменьшается в объеме. Под действием возвратной пружины клапан закрывается, а клапан открывается, и жидкость снова попадает в насос, минуя радиатор. Таким образом термостат трактора ЮМЗ автоматически поддерживает температурный режим дизеля в заданных пределах.