Смазочный насос и его привод


Смазочный насос — одноступенчатый, шестеренный, создает циркуляцию масла в системе. Насос установлен на крышке третьего коренного подшипника коленчатого вала.

Смонтирован смазочный насос на двух установочных штифтах и закреплен двумя болтами. В двух цилиндрических колодцах корпуса насоса установлены шестерни. В корпусе запрессованы бронзовая втулка, являющаяся подшипником валика ведущей шестерни, и палец, на котором вращается ведомая шестерня.

Смазочный насос

Смазочный насос: 1 — валик; 2 — втулка; 3 — корпус; 4 — редукционный клапан; 5 — установочный штифт; 6 — шпонка; 7 — ведущая шестерня; 8 — крышка; 9 — упорное кольцо; 10 — ведомая шестерня; 11 — палец; 12 — заборник; 13 — промежуточный валик; 14 — шлицевая муфта; 15 — кронштейн; 16 — ведущая шестерня привода; 17 — ведомая шестерня привода.

Корпус имеет фланцы для подсоединения крышки, заборника масла и отводящего патрубка, по которому масло подается в систему. Между заборником и корпусом, а также корпусом и патрубком установлены прокладки из паронита, а привалочные плоскости корпуса и крышки тщательно прошлифованы. На крышке имеется прилив, в цилиндрических расточках которого смонтирован редукционный клапан, служащий для регулирования и поддержания постоянного давления (0,65—0,7 МПа), необходимого для нормальной работы центробежного масляного фильтра. Клапан перекрывает канал, соединяющий полости нагнетания и всасывания насоса.

Привод смазочного насоса смонтирован на нижней плоскости щита распределительных шестерен дизеля. Привод имеет кронштейн, в двух, бобышках которого запрессованы бронзовые втулки, являющиеся подшипниками для валиков шестерен и привода. На верхней бобышке выполнено сверление, начинающееся конусной лункой, а на нижней — косое сверление. Эти сверления служат для подвода масла к втулкам. Шестерни привода напрессованы на валики и закреплены на них штифтами. Для восприятия осевых усилий от шестерен, имеющих спиральные зубья, между шестернями и кронштейном привода установлены шайбы.

Читайте также:  Зерноочистительный комплекс ЗАВ-40

Ведущая шестерня привода входит в зацепление с шестерней коленчатого вала, а валик ведомой шестерни шлицевым концом соединен с валиком смазочного насоса через промежуточный валик и две шлицевые муфты. Шлицевые муфты от осевого перемещения удерживаются пружинными кольцами, установленными в кольцевых выточках на промежуточном валике.