Система циркуляции охлаждающей жидкости


В зависимости от температуры охлаждающей жидкости и от периода пуска дизеля жидкость в системе охлаждения циркулирует различными путями.

Термосифонная циркуляция жидкости.

  • Происходит при работе пускового двигателя до начала вращения коленчатого вала дизеля.
  • Жидкость, нагревается в рубашке охлаждения цилиндра пускового двигателя, поднимается в головку и по трубе через среднюю полость корпуса термостата поступает в рубашку охлаждения головки блока цилиндров.
  • Из головки блока цилиндров жидкость по соединительному патрубку снова поступает в рубашку цилиндра пускового двигателя, отдает теплоту головке блока цилиндров дизеля и облегчает этим пуск.

Круговорот в рабочем режиме

Во время работы дизеля циркуляция жидкости в системе охлаждения создается насосом.

  • Жидкость из охлаждающих полостей рубашки блока цилиндров и рубашки головки блока цилиндров поступает в среднюю полость корпуса термостата и омывает термостат.
  • Когда температура охлаждающей жидкости ниже температуры открытия термостата, основной клапан термостата закрыт, жидкость в радиатор не поступает, а направляется через вспомогательный клапан в корпус насоса и далее снова нагнетается в рубашку охлаждения блока цилиндров.
  • Малое количество жидкости циркулирует также и через радиатор. Это нужно для снижения вероятности замерзания воды в тонких трубках сердцевины, если система заправлена водой, во время прогрева дизеля при отрицательной температуре окружающего воздуха.
  • По мере прогревания дизеля основной клапан термостата, постепенно открывается, а вспомогательный прикрывается. Часть жидкости циркулирует через радиатор.
  • На горячем дизеле, когда основной клапан термостата открыт, а вспомогательный закрыт, нагретая жидкость поступает через основной клапан в верхний бачок радиатора.
  • Опускаясь по трубкам сердцевины в нижний бачок, она отдает теплоту потоку воздуха, который создается вентилятором.
  • Охлажденная жидкость из нижнего бачка радиатора забирается насосом и подается вновь в рубашку охлаждения блока цилиндров.
  • Если на трактор установлен отопитель кабины, то независимо от состояния термостата часть жидкости будет циркулировать через отопитель.
  • Путь жидкости через отопитель: насос — рубашка охлаждения дизеля — рубашка охлаждения пускового двигателя — соединительный патрубок радиатора — насос.
Читайте также:  Регулятор пускового двигателя

Эксплуатация при разных температурах

При низкой температуре окружающего воздуха и недостаточной загруженности дизеля температура жидкости в системе охлаждения будет низкой даже при закрытом клапане термостата.

Поэтому в холодную погоду для прогрева и поддержания оптимальной температуры дизеля пользуйтесь шторкой радиатора, а при низких отрицательных температурах устанавливайте на дизель утеплительный чехол.

В жаркую погоду не забывайте опускать шторку и регулярно очищать защитную сетку радиатора от мякины и пыли.

Охлаждающую жидкость из системы охлаждения сливайте одновременно через кран радиатора, кран блока цилиндров и кран отопителя при снятой крышке заливной горловины радиатора.