Самодельный мотоблок с двигателем ПД-10. Чертежи и схемы


— Чем объяснить такой «гибрид» — самодельный двухколесный мотоблок и одноосная грузовая тележка на жесткой сцепке? Не больше ли возможностей у мини-трактора при тех же четырех колесах? — обычно спрашивали те, кто знакомился с моим самодельным мотоблоком.

Самодельный мотоблок с двигателем ПД-10

Самодельный мотоблок с двигателем ПД-10

Вопрос не праздный: в нем сказывается интерес к особенностям выбранной схемы агрегата. Дело не только в мощности двигателя. При небольших габаритах конструкции поставленного мною двигателя ПД-10 вполне хватает для сельхозработ на дачном участке. Главное — удалось компактно разместить узлы в мотоблоке, использовав принцип вертикального соединения — собрав их на «одной оси». И как результат появилась возможность установить здесь же сиденье водителя (кстати, потому и «мотоблок»), а значит, сделать более удобное штурвальное рулевое управление. Находиться на прицепе, да еще груженом, и управлять оттуда, держа в руках рычаги мотоблока, как это зачастую происходит, далеко не просто.

Чертеж самодельного мотоблока

Чертеж самодельного мотоблока: 1 – бензобак; 2 – расширительный водяной бак; 3 – глушитель; 4 – основной водяной бак; 5 – двигатель; 6 – корпус конической пары привода косилки; 7 – звездочка ВОМ; 8 – шкворень; 9 – звездочка выходного вала двигателя; 10 – колесо; 11 – звездочка оси колес; 12 – звездочка промежуточного вала; 13 – рама; 14 – коса; 15 – пружина-компенсатор; 16 – педаль тормоза; 17 – рычаг подъема косилки; 18 – штурвал; 19 – сиденье водителя.

Остальные преимущества самодельного мотоблока — меньшая металлоемкость, большая энерговооруженность, сниженный удельный расход горючего. Размещение водителя над ведущей осью повышает сцепление колес с грунтом. Хорошая маневренность обеспечена короткой двухосной базой, а у «традиционного» мини-трактора с тележкой было бы как минимум шесть колес и три оси.

Читайте также:  Самодельный трактор с дизельным двигателем

Мотоблоком можно не только нахать, вести обработку посевов, культивацию, но и использовать его как привод для различных механизмов. Приспособил я его и для покоса.

Отработка этого варианта доставила мне, пожалуй, больше всего хлопот. Дело в том, что я вначале навесил косилку сбоку. Но это увеличило ширину агрегата: трудно было выкашивать траву в лесопосадках и редколесье, даже переезжать по полевым дорогам к месту работы. Кроме того, беспокоила сильная вибрация косы. Поэтому ее пришлось переместить вперед. Заодно изменил привод. Если раньше его схема была аналогична приводу жатки комбайна, то теперь установил кривошип непосредственно на сам механизм ножа. Управление от этого облегчилось, и вибрация исчезла. Сократилось также время навешивания. Правда, несколько увеличился вес привода, что заставило поставить более сильные пружины-компенсаторы веса косы.

Из сломанного крыла от широкозахватных граблей изготовил мини-грабли, разместил их сзади на кузове тележки и снабдил поднимающим рычагом. Это механизировало следующий этап — подборку валков. Кроме того, стало не страшно и редкотравье. В таких местах работаешь, и вроде бы ничего за тобой не остается, а прицепил мини-грабли — через десять-двадцать метров собрал хотя бы копешку.

Большинство деталей и узлов самодельного мотоблока — от списанных сельхозагрегатов. Полотно косилки взял от широкозахватной тракторной, от нее же приспособил шатун привода, а кривошип использовал от конной косилки. Рычаги подвески — бывшие продольные тяги рулевого управления комбайна с вилками креплений на одном его конце (ответные проушины от тех же тяг). Можно от него подобрать и корпус подшипников вала кривошипа, однако весь узел из-за этого оказывается тяжеловат: лучше, конечно, изготовить более простой. Для его установки к полотну ножа приварил дополнительную пластину. Кстати, в моем варианте нож имеет 18 пальцев. Места с 20-го по 23-е занимает шатун, то есть полотно отрезано за 23-м пальцем.

Читайте также:  Проектируем и разрабатываем самодельный плуг

Для управления положением косы справа от сиденья поставлен рычаг подъема, причем так, чтобы он работал «от себя»: стало возможным применить и ножную педаль.

Восемнадцать работающих пальцев оставляют некоторый запас мощности двигателя для покосов на склоне — «в гору». Можно посоветовать тем, кто живет на равнинах, несколько увеличить длину полотна на 2—4 пальца.

Двигатель самодельного мотоблока обеспечивает рабочие скорости 3 и 12 км/ч. Колея мотоблока и грузовой тележки различна — 710 и 1100 мм соответственно: считаю, что такой «поезд» более устойчив. Колеса от СЗА. Редуктор поставил от трактора ДТ-54. Охлаждение водяное, с циркуляцией через расширительный и основной бачки. Бензобак самодельный, топливо из негопоступает самотеком.

Рычаги переключения передач и сцепления выведены для удобства вперед — перед сиденьем водителя. Однако необходимо предусмотреть в таком случае их дублирование, разместив и сзади агрегата те же рычаги — для управления с «земли».

Рама мотоблока состоит из передней балки — уголка 50X 50 мм, двух боковых швеллеров и поперечной трубы диаметром 72 мм. Для установки двигателя предусмотрена пластина шириной 50 мм, вырезанная из металлического листа толщиной 6 мм и поперечный уголок 50 X 50 мм. Из металлического листа изготовлены и кронштейны шкива рулевого управления, корпуса подшипников дополнительного вала, крепления сиденья. Отверстия для установки всех узлов на раме просверливаются диаметром 10 мм.

Рама мотоблока

Рама мотоблока: 1 – труба вала отбора мощности (труба 72×3, длина 650 мм); 2 – продольный швеллер; 3 – проушина цепи ограничения поворота (труба 36×8, длина 50 мм); 4 – проушина сцепного устройства; 5 – пластина крепления двигателя; 6 – звездочки оси колес; 7 – кронштейн установки сиденья; 8 – пластина установки корпуса подшипников промежуточного вала; 9 – передний угольник; 10 – опора штурвала; 11 – уголок заделки тормозной ленты; 12 – уголок-поперечина. Отверстия под болты крепления: I – двигателя; II – корпуса подшипника оси колес; III – проушины подвиски-косилки; IV – барабана троса рулевого управления; V – оси рычагов управления.

Трансмиссия мотоблока. Привод ведущих колес осуществляется через двухступенчатый редуктор, а привод вала отбора мощности — через одноступенчатый редуктор, коническую пару и карданный вал. Большинство деталей трансмиссии использовано от списанной сельхозтехники.

Читайте также:  Самодельный мини-трактор своими руками

Тормоз ленточный, натяжной, от СК-3, но несколько укороченный. Укреплен на специальном поперечном уголке: его соединение с боковыми швеллерами на болтах заодно с проушинами подвески косилки, в тормозной барабан установлен непосредственно на ходовом валу — оси колес.

Рулевое управление — тросовое, причем тросы перекрещены для совпадения направления поворота штурвала и колес.

Прицепное устройство тележки — поворотный кулак, применяемый в конструкции ГАЗ-51. Рычаг поперечной тяги сохранен, но вместо гайки с другой стороны кулака изготовлен палец-рычаг с резьбой. Имеются также ограничители крена тележки — выступы на диске кулака — на случай «попыток» ее переворота и ограничители радиуса поворота — накидные цепи. Аналогично присоединение и сельхозорудий, только с помощью регулирующей добавочной тяги.