Самодельный мотоблок. Чертежи и схемы


Для обработки почвы изобретено не мало механических орудий, облегчающих этот процесс. Среди них чаще встречаются:

  1. Минитракторы
  2. Мотоблоки
  3. Культиваторы типа «Крот».

Естественно, что каждый агрегат предназначен для использования на соответствующих участках: минитрактор например, рационально использовать на длинных прогонах; на меньших площадях подходит мотоблок, а для огорода сгодится культиватор.

В этой статье, я расскажу как сделать мотоблок своими руками и приведу подробные схемы по изготовлению.

В качестве силового агрегата для мотоблока, сгодится любой двигатель марки Ш (Ш-52 — Ш-58) с рабочим объемом 50 см³.

Процесс сборки

Фреза для самодельного мотоблока изготавливается из стальных пластин сечением 5×40 мм. Для каждой фрезы понадобится восемь пластин.

Пластины необходимо согнуть в форме буквы «Г» и соединить между собой болтами М6, образовав четыре крестовины.

Крестовины попарно привариваются к двум втулкам, оснащенные внутренними отверстиями в виде шестигранника.

Чертеж самодельных деталей

Расположение деталей мотоблока

Схема самодельного мотоблока

1 – кронштейн крепления глушителя; 2 – глушитель; 3 – двигатель; 4 – защитный кожух цепи; 5 – стопорная рукоятка; 6 – защитный механизм поворота рукояток; 7 – регулятор натяжения тросов управления двигателем; 8 – трос управления; 9 – рукоятка “газа”; 10 – рукоятка мотоблока; 11 – рукоятка выключения сцепления; 12 – топливный бак; 13 – переходник; 14 – “костыль”; 15 – кронштейн; 16 – упорная пластина механизма натяжения цепи; 17 – вилка сцепного устройства; 18 и 21 – крышки; 19 – корпус подшипника промежуточного вала; 20 – короб рамы; 22 – рабочий вал; 23 – стяжка; 24 – фреза; 25 – промежуточный вал; 26 – подшипники 205; 27 и 28 – промежуточные звездочки; 29 – подшипники 306; 30 – звездочка рабочего вала.

Узлы самодельного мотоблока

13 – переходник, 15 – кронштейн, 16 – упорная пластина механизма натяжения цепи, 17 – вилка сцепного устройства, 18 и 21 – крышки, 19 – корпус подшипника промежуточного вала, 20 – корпус рамы, 22 – рабочий вал, 25 – промежуточный вал, 27 и 28 – промежуточные звездочки, 30 – звездочка рабочего вала

В качестве рамы для самодельного мотоблока, используется стальной короб, в котором размещается одна из ступеней замедления цепного редуктора.

Читайте также:  Самодельный мотоблок с двигателем ПД-10. Чертежи и схемы

Короб сваривается из стальных пластин толщиной 4 мм и пары подшипниковых корпусов, находящихся в нижней части.

В верхней части корпуса заранее подготавливаются два отверстия, через которые будет проходить промежуточный вал, вращающийся на двух подшипниках (205).

Подшипники устанавливаются в двух корпусах, сваренных из стальных пластин толщиной 5 мм и стального кольца. При помощи овальных отверстий на пластине, корпуса перемещаются по коробу, что дает возможность натягивать цепь, которая связывает звездочки промежуточного и рабочего валов.

Чтобы зафиксировать цепь в выбранном положении, приваривают пару резьбовых шпилек к пластинам-основаниям и делают накладку с прорезями с парой гаек с шайбами.

Двигатель самодельного мотоблока устанавливается на кронштейн, приваренный к передней части короба. Вертикальная и горизонтальная части кронштейна выполнены из отрезков стального профиля «тавр», подкос — стальная пластина сечением 5×40 мм. Вертикальная часть кронштейна оснащена двумя скобами из пластины толщиной 5 мм, к которым при помощи двух болтов М8 крепится двигатель мотоблока.

В качестве руля для самодельного мотоблока используются рукоятки, согнутые из двух стальных труб диаметром 22 мм. Между рукояток устанавливается топливный бак емкостью 2 литра, спаянный из листов цинковой кровли.

Рукоятки присоединяются к раме при помощи переходника — валика, имеющего два фланца и разрезную трубку-хомут с зажимной рукоятью.

Трубка-хомут крепится к стойке, приваренной к раме мотоблока.
В задней части самодельного мотоблока сцепное устройство — стальная пластина, к которой приварена П-образная скоба.

При эксплуатации мотоблока в основном варианте, в сцепном механизме шарнирно закрепляется тормозной костыль, при помощи которого контролируется скорость движения по пашне и степень обработки почвы.

При использовании мотоблока в качестве тягача совместно с транспортной тележкой, вместо костыля устанавливается проушина водила тележки. Разумеется, в таком варианте вместо фрез на рабочий вал устанавливают колеса.

Читайте также:  Самодельный трактор с дизельным двигателем

Для нашего самодельного мотоблока понадобятся три звездочки — одна (z-15) из которых размещается на рабочем валу и две (z-35 и z-11) на промежуточном. Звездочки допустимо выточить из стали, но возможен вариант сварной конструкции: диск — стальная пластина (7мм) и ступица — отрезок подходящей трубы.

Во время сборки мотоблока, уделите внимание установке двигателя. Важно, чтобы ось его звездочки совпадала с осью звездочки промежуточного вала.

Для облегчения задачи, сделайте кронштейны крепления двигателя шире проушин на его картере и во время сборки применяйте прокладки — это поможет с точностью совместить плоскости звездочек.

Общие рекомендации

Если во время работы двигатель мотоблока будет перегреваться — сконструируйте простейшую систему охлаждения, например, из вентилятора. Сделать это для двигателей серии «Ш» достаточно просто.

Для этого в крышке картера вырезается отверстие, соосное с маховичком магнето, на котором устанавливается крыльчатка центробежного вентилятора. Воздуховод и улитку можно изготовить из листа алюминия.

Двигатель самодельного мотоблока лучше защитить капотом, который можно сделать из листа дюралюминия или кровельного железа. Колеса – фрезы желательно прикрыть грязевыми щитками.

Органы управления двигателем мотоблока как у заводских. На рукотяках размещаются ручки:

  1. «газа»
  2. переключения скоростей
  3. сцепления.

Двигатель запускается вручную кикстартером.

Тележка для самодельного мотоблока собирается на основе трубчатой рамы, на которой устанавливается кузов изготовленный из подручного материала, например, фанеры.