Рулевое управление трактора ЮМЗ-6. ГУР и схема


Рулевое управление трактора ЮМЗ включает в себя рулевой механизм с гидроусилителем, колонку с рулевым колесом, продольную тягу и рулевую трапецию передней оси.

Рулевой механизм ЮМЗ представляет собой червячный редуктор, взаимодействующий с гидравлическими узлами: гидроцилиндром и распределителем. Механизм смонтирован в отдельном корпусе, прикрепленном с правой стороны трактора к корпусу муфты сцепления.

Редуктор состоит из червяка, соединенного карданной передачей с рулевым колесом, и сектора с поворотным валом. При вращении рулевого колеса усилие от поворотного вала передается на сошку и далее через продольную тягу на рулевую трапецию передней оси.

Для уменьшения усилия на рулевом колесе при повороте трактора предназначен гидроусилитель юмз. Передаточное число рулевого управления с гидроусилителем меньше, чем без гидроусилителя, что обусловливает более высокую маневренность трактора. Гидроусилитель состоит из насоса, распределителя и гидроцилиндра.

Рулевое управление трактора ЮМЗ

Рулевое управление трактора ЮМЗ: 1 — зажим; 2 — рулевая колонка; 3 — болт; 4 и 21 — крышки; 5 — дренажный маслопровод; 6 — масляный бак; 7 — сливной маслопровод; 8 — фильтр; 9 — всасывающий маслопровод; 10 — насос; 11 — нагнетательный маслопровод; 12 — червяк; 13 — плунжер; 14 —предохранительный клапан; 15 — контргайка; 16 и 20 — пружины; 17 — винт; 18 — корпус распределителя; 19 — сферическая гайка; 22 — золотник; 23 — сектор; 24 — сошка; 25 — нижняя крышка цилиндра; 26 — поршень; 27 — шток; 28 — верхняя крышка цилиндра; 29 — палец; 30 — упор; 31 — регулировочные прокладки; 32 — рейка; 33 — корпус; 34 — эксцентричная втулка.

В рулевом управлении с гидроусилителем червяк установлен в эксцентричной втулке на двух радиальных шарикоподшипниках Подшипники установлены во втулке с небольшим зазором, поэтому червяк вместе с закрепленным на его хвостовике золотником распределителя имеет возможность перемещаться в осевом направлении. С обеих сторон золотника установлены упорные шарикоподшипники, которые обеспечивают осевое перемещение золотника и исключают совместное вращение его с червяком. Обоймы подшипников, обращенные к золотнику, имеют увеличенные наружные диаметры и выполняют функции центрирующих шайб. Гайка со сферическим торцом прижимает подшипники к золотнику.

Читайте также:  Трактор ЮМЗ

Сектор одновременно находится в зацеплении с червяком и рейкой, соединенной пальцем со штоком цилиндра. При прямолинейном движении трактора золотник находится в нейтральном положении и удерживается тремя парами плунжеров, расположенных под углом 120°. Плунжеры раздвигаются центрирующими пружинами и поэтому стремятся удержать связанные с золотником внутренние обоймы подшипников на одном уровне с торцами корпуса рулевого управления и крышки распределителя. Масло от насоса по маслопроводу поступает к центральному пояску золотника и, так как ширина пояска меньше ширины выточки на корпусе распределителя, огибает его, перетекает в крайние сливные выточки и далее по маслопроводу через фильтр сливается в бак.

При повороте трактора влево вращение рулевого колеса через карданную передачу передается червяку. Если сопротивление повороту направляющих колес большое, на червяке возникает осевое усилие, которое превысит усилие сжатия центрирующих пружин . Червяк, опираясь на заторможенный сопротивлением колес сектор, подобно винту в неподвижной гайке, переместится вместе с закрепленным на его хвостовике золотником вниз к крышке. При этом средний поясок золотника перекроет проход маслу от насоса в нижнюю сливную выточку. Одновременно верхний поясок золотника перекроет выход масла из полости А цилиндра в верхнюю сливную выточку на корпусе распределителя.

Другой крайний (нижний) поясок золотника, наоборот, увеличит проходное сечение для слива масла из полости Б цилиндра в выточку на корпусе распределителя. Масло из средней нагнетательной выточки по трубопроводу пойдет в полость А цилиндра. Поршень вместе со штоком и рейкой переместится и, воздействуя на сектор, повернет вал и сошку вперед по ходу трактора. Сошка через тяги и рычаги рулевой трапеции повернет направляющие колеса влево. Направляющие колеса трактора будут поворачиваться до тех пор, пока вращается рулевое колесо. Причем скорость поворота колес трактора пропорциональна угловой скорости рулевого колеса. Как только прекращается вращение рулевого колеса, золотник под действием пружин плунжеров возвращается в нейтральное положение. Аналогично осуществляется поворот вправо.

Читайте также:  Топливный насос трактора ЮМЗ

Если сопротивление повороту колес незначительно, то поворот осуществляется без участия гидроусилителя. В этом случае осевая сила на червяке, возникающая при повороте трактора, меньше усилия предварительного сжатия центрирующих пружин плунжеров. Поворот рулевого колеса обеспечивает непосредственную передачу движения на рулевую трапецию от червяка через сектор, вал и сошку. При этом центрирующие пружины не сжимаются, червяк вместе с золотником в осевом направлении не перемещается, масло в распределителе из нагнетательной полости переливается в сливную полость, не воздействуя на поршень цилиндра. В этом случае сектор через рейку перемещает шток и поршень цилиндра, а масло из полостей А и Б сливается в бак.

Масляный насос ГУР ЮМЗ 6 расположен с левой стороны дизеля соосно с насосом гидравлической системы трактора и получает вращение от распределительных шестерен дизеля. К корпусу распределителя присоединен предохранительный клапан, предотвращающий повышение давления в гидросистеме усилителя сверх допустимого. Предохранительный клапан регулируют на давление 8 МПа (80 кгс/см2) вращением винта, упирающегося в пружину, который после регулирования стопорится контргайкой. Для улучшения стопорения и обеспечения герметичности на винт навертывают колпачок.

Для удобства управления верхняя часть рулевой колонки юмз выполнена качающейся. Наклон рулевой колонки фиксируется в четырех положениях фиксатором, управляемым педалью, расположенной ниже рулевой колонки.

Для изменения установки рулевого колеса по высоте необходимо отвернуть на три—пять оборотов зажим, установить рулевое колесо в удобное для водителя положение и завернуть зажим до стопорения рулевого вала. Положение рулевого колеса по высоте регулируется в пределах 120 мм.