Распредвал трактора ЮМЗ


Распредвал трактора ЮМЗ — трехопорный, штампованный из углеродистой стали. Кулачки и опоры вала закалены токами высокой частоты. На переднем конце вала смонтирована шестерня. Вал получает вращение от шестерни коленчатого вала через промежуточную шестерню. От осевого перемещения распредвал удерживается упорным фланцем. Между фланцем и шестерней установлено бронзовое кольцо, играющее роль упорного подшипника.

Передняя втулка распределительного вала изготовлена из бронзы, а средняя и задняя из чугуна. В связи с большими радиальными нагрузками, воспринимаемыми передней втулкой, последняя зафиксирована от проворачивания специальным полым штифтом, установленным в канале подвода масла к опоре.

На кулачки распредвала ЮМЗ опираются толкатели. Кулачки выполнены с небольшими скосами, в результате чего толкатели кроме поступательного движения получают еще медленное произвольное вращение, что обеспечивает их равномерное смазывание и приработку. Толкатели имеют цилиндрическую форму, их рабочая поверхность закалена. В толкателе имеется косое сверление для слива масла в масляный картер дизеля. Внутри толкателя выполнена сфера, в которую входит нижний сферический конец штанги.

Механизм газораспределения ЮМЗ

Механизм газораспределения ЮМЗ: 1 — шестерня распределительного вала; 2 — упорное кольцо; 3 — упорный фланец; 4 — толкатели; 5 – впускной клапан; 6 — разжимная пружина; 7 — направляющая втулка клапана; 8 — наружная пружина; 9 — сухарик; 10 — тарелка; 11 — регулировочный винт декомпрессионного механизма; 12 — коромысло клапана; 13 — регулировочный винт; 14 — рукоятка управления декомпрессионным механизмом; 15 — валик декомпрессора; 16 — валик коромысел; 17 — стойка; 18 — выпускной клапан; 19 — штанги толкателей; 20 — внутренняя пружина; 21 — распределительный вал; 22 — втулка.

На верхнем конце штанги имеется сфера, в которую входит сферический конец регулировочного винта, ввернутого в коромысло. Коромысла клапанов надеты на валики, смонтированные в стойках, и поджаты к стойкам разжимными пружинами. Коромысла бойками упираются в торцы штоков клапанов. Впускные клапаны изготовлены из хромоникелевой стали. Диаметр их тарелок больше диаметра тарелок выпускных клапанов.

Читайте также:  Печка трактора ЮМЗ. Отопитель и его установка

Выпускные клапаны изготовлены из жаропрочной стали. На штоках клапанов выполнены цилиндрические канавки, куда входят выступами сухарики клапанов, изготовленные из углеродистой стали. Наружная поверхность сухариков — конусная, внутренняя — цилиндрическая с цилиндрическим выступом. Конусной поверхностью сухарики входят в конусное отверстие тарелки, имеющей две цилиндрические выточки, на которые опираются клапанные пружины наружная и внутренняя.

При вращении распредвала кулачок поднимает толкатель вверх. Движение через штангу и коромысло передается клапану, который открывается, сжимая при этом пружины. Когда верхняя точка кулачка пройдена, детали клапанного механизма под действием пружин возвращаются в прежнее положение. Клапан закрывается. Для обеспечения гарантированного закрытия клапанов во время работы дизеля между штоками клапанов и бойками коромысел установлен тепловой зазор 0,25—0,35 мм.

Шестерни распределения — косозубые. Осевое усилие шестерни коленчатого вала направлено от блока и воспринимается буртиками пятого коренного подшипника. Осевые усилия промежуточной шестерни, шестерни распределительного вала и шестерни топливного насоса направлены в сторону блока и воспринимаются бронзовыми упорными кольцами.

Для согласованной работы механизмов дизеля шестерни распределения при сборке устанавливают по меткам. Зуб шестерни коленчатого вала, на котором стоит метка С, должен быть помещен между двумя зубьями промежуточной шестерни с такими же метками. Одновременно зубья с метками промежуточной шестерни должны входить во впадины с метками шестерни топливного насоса и шестерни распределительного вала.