Пускач ЮМЗ – устройство и схема


На тракторе ЮМЗ для пуска двигателя установлен двухтактный карбюраторный пускач П-10УД с пуском от электростартера. Вращение от коленчатого вала пускового двигателя к коленчатому валу дизеля передается механизмом передачи, имеющим муфту сцепления и механизм автоматического отключения. Пуск пускового двигателя и управление механизмом передачи осуществляется дистанционно с места водителя.

Устройство пускача

Основными частями пускача для ЮМЗ являются герметичный картер, цилиндр с головкой, кривошипно-шатунный механизм, карбюратор, магнето зажигания, регулятор частоты вращения коленчатого вала, механизм передачи.

Картер пускового двигателя состоит из двух половин с вертикальным разъемом. Чтобы они не смещались одна относительно другой, в их фланцы запрессованы два штифта. Половины картера соединены четырьмя болтами. По фланцам разъема половин проложена уплотнительная прокладка. Нижним фланцем картер пускового двигателя прикреплен к картеру маховика дизеля четырьмя болтами. Между картером маховика и картером пускового двигателя также установлена уплотнительная прокладка. На передней стенке картера имеются семь резьбовых отверстий, через которые с помощью болтов к картеру прикреплены промежуточная плита, магнето и регулятор. Цилиндр пускового двигателя отлит из чугуна.

В верхней части цилиндр имеет двойные стенки, образующие рубашку охлаждения. В наружной боковой стенке с правой стороны выполнено окно с фланцем, закрытое заглушкой. При установке на трактор ЮМЗ отопителя вместо этой заглушки устанавливают патрубок, по которому охлаждающая жидкость подводится к отопителю. С противоположной стороны цилиндра выполнено окно с фланцем для подсоединения патрубка, подводящего охлаждающую жидкость из системы охлаждения дизеля к пусковому двигателю. В нижней части цилиндра выполнены впускной, продувочные и выпускные каналы, необходимые для работы двигателя по двухтактному циклу. Спереди к цилиндру прикреплен карбюратор, сообщающийся с впускным каналом, сзади — выпускной патрубок. Цилиндр прикреплен к картеру четырьмя шпильками. Между цилиндром и картером установлена уплотнительная прокладка.

Читайте также:  Тормоза трактора ЮМЗ - устройство и схема

Верхняя плоскость цилиндра имеет окна для прохода жидкости из рубашки охлаждения цилиндра в головку и четыре резьбовых отверстия для шпилек крепления головки цилиндра. Внутри головки выполнены литые полости, образующие рубашку охлаждения. Между головкой и цилиндром установлена прокладка из асбостального полотна, цилиндрический вырез которой окантован стальным пистоном. К фланцу на боковой стенке головки присоединен патрубок, по которому охлаждающая жидкость из головки цилиндра отводится в корпус термостата системы охлаждения. В верхней части головки сделаны два резьбовых отверстия: в центральное ввернута свеча зажигания, в боковое с конусной резьбой — декомпрессор. В нижней части головки выполнено углубление в форме полусферы, являющееся камерой сгорания.

Схема пускача трактора ЮМЗ

Схема пускача трактора ЮМЗ: 1 — маховик; 2 — заглушка; 3 — прокладка; 4 — шатун; 5 — выпускной патрубок; 6 — компрессионные кольца; 7 — поршень; 8 — декомпрессор; 9 — свеча зажигания; 10 — водоотводящий патрубок; 11 — головка цилиндра; 12 — прокладка головки; 13—цилиндр; 14 — штифт; 15 — поршневой палец; 16 — карбюратор; 17 — воздухоочиститель; 18 —промежуточная плита; 19 — тяга; 20 — наружный рычаг регулятора; 21 — пружина регулировочного болта; 22 — регулировочный болт; 23 — рычаг регулятора; 24 — ведущий диск; 25 — ось; 26 — шариковый упор; 27 — валик; 28 — корпус регулятора; 29 — подвижный диск; 30 — шарики; 31 — шарикоподшипник; 32 — опорный диск; 33 и 34 — шестерни; 35 — промежуточная шестерня; 36 — самоподжимная манжета; 37 и 42 — полуоси; 38 — передняя половина картера; 39 — щека; 40 — палец; 41 — задняя половина картера; 43 — войлочный сальник.

Коленчатый вал пускового двигателя — сборный, состоит из двух полуосей и полого пальца кривошипа, запрессованных в щеки. На палец надета головка шатуна с роликоподшипником.

Читайте также:  Приводной шкив трактора ЮМЗ

Опорами коленчатого вала являются два роликоподшипника (по одному на каждой полуоси) и шарикоподшипник на передней полуоси. Шарикоподшипник, зафиксированный двумя пластинчатыми пружинными кольцами, которые вставлены в канавки картера, удерживает вал от осевых перемещений.

Полуоси уплотнены самоподжимными манжетами, препятствующими подсосу воздуха в картер при работе двигателя. Кроме того, на задней полуоси дополнительно установлен войлочный сальник, предотвращающий попадание пыли на манжету. В конце передней полуоси коленчатого вала установлена на шпонке шестерня. На конусный конец и шпонку задней полуоси вала посажен маховик. Шестерня и маховик закреплены гайками.

Щеки вала одновременно являются противовесами, уравновешивающими силы инерции вращающихся масс пальца кривошипа и шатуна. Шатун имеет двутавровый стержень и две головки: нижнюю — кривошипную и верхнюю — поршневую. Нижней головкой шатун надевается на палец кривошипа до запрессовки его в щеки. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка, являющаяся подшипником для пальца.

Поршень для предотвращения заклинивания в цилиндре выполнен ступенчатой формы. Головка поршня, подвергающаяся наибольшему нагреву, имеет меньший диаметр по сравнению с юбкой. Выпуклое днище поршня способствует лучшей очистке цилиндра от продуктов сгорания. Две кольцевые канавки на головке поршня служат для установки компрессионных колец, которые зафиксированы от проворачивания штангами, входящими в разрез (замки) колец. Во избежание поломок замки колец не должны находиться против продувочных окон. Поэтому поршень в цилиндре установлен так, чтобы стрелка, нанесенная на его днище, была обращена в сторону выпускных окон, т. е. в сторону маховика.

Поршневые кольца выполнены из специального чугуна. Рабочая поверхность верхнего кольца для уменьшения изнашивания хромирована.

Маховик пускача юмз изготовлен из углеродистой стали. На наружной поверхности маховика нарезаны зубья для привода его во вращение от шестерни стартера и выполнены желоб и косой паз, служащие для проворачивания коленчатого вала пусковым шнуром при отказе стартера. Маховик закрыт чугунным кожухом, к фланцу которого прикреплен стартер пускового двигателя. Шестерня передает вращение от коленчатого вала через промежуточную шестерню, установленную на пальце на двух шарикоподшипниках, к шестерням магнето, регулятора и механизма передачи.

Читайте также:  Воздухоочиститель и впускной коллектор трактора ЮМЗ

При сборке шестерни устанавливают так, чтобы зуб с меткой К шестерни коленчатого вала входил во впадину с такой же меткой промежуточной шестерни. Одновременно зуб с меткой М промежуточной шестерни должен входить во впадину между зубьями с такими же метками шестерни привода магнето.