Общее устройство коробки передач и ее работа


Общее устройство коробки передач трактора состоит из основных частей и деталей: корпуса с крышкой, валов, вращающихся в корпусе на подшипниках качения, шестерен и механизма переключения передач.

Корпус коробки передач представляет собой коробку, отлитую из чугуна в виде отдельной детали или совместно с корпусом заднего моста трактора. Сверху корпус закрыт крышкой.

Для того, чтобы понять общее устройство коробки передач, рассмотрим простейшую кпп, в корпусе которой размещены на подшипниках два основных вала. Верхний вал соединен с валом муфты сцепления и называется ведущим. На шлицованную поверхность вала насажены передвижные шестерни-каретки: одинарные или двойные. Шлицевое соединение позволяет перемещать каретки по валу при совместном их вращении.

На нижнем ведомом валу неподвижно закреплены ведомые шестерни , число зубьев которых и диаметр подобраны так, чтобы при зацеплении с ними соответствующих ведущих шестерен было обеспечено получение необходимых передаточных чисел.

На заднем наружном конце ведомого вала закреплена малая ведущая коническая шестерня главной (центральной) передачи, входящая в постоянное зацепление с большой ведомой шестерней заднего ведущего моста трактора.

Механизм переключения кпп состоит из рычага, передвижных стержней, вилок, кулисы и фиксаторов.

Рычаг переключения передач обычно располагают в приливе крышки корпуса на шаровой опоре. Рычаг может качаться в разных направлениях.

Нижний конец рычага входит в пазы головок вилок или поводков, закрепленных на передвижных стержнях. Стержни свободно вставлены в отверстия приливов крышки или корпуса. Вилки закрепленные на стержнях, входят в выточки на передвижных каретках и не препятствуют их вращению. Передачи включают при неподвижно стоящем тракторе.

Общее устройство коробки передач

Общее устройство коробки передач: 1 – рычаг переключения передач; 2 – переключающая вилка двойной каретки; 3 – фиксатор; 4 – передвижной стержень двойной каретки; 5 – передвижной стержень одинарной каретки; 6 и 7 – шестерни двойной каретки; 8 – коническая шестерня ведомого вала; 9, 10 и 11 – шестерни ведомого вала; 12 – двойная шестерня заднего хода; 13 – ведомый вал; 14 – валик шестерни заднего хода; 15 – одинарная каретка; 16 – ведущий вал; 17 – корпус коробки передач; 18 – переключающая вилка одинарной каретки; 19 – крышка корпуса; 20 – кулиса; 21 – шаровая опора рычага.

При перемещении рукоятки рычага из среднего (нейтрального) положения в поперечном направлении нижний конец его переходит из одной головки вилок в другую. Перемещая рукоятку рычага вперед или назад, нижним концом его передвигают соответствующий стержень с вилкой и передвижной шестерней, вводя ее в зацепление с шестерней ведомого вала. При введении самой малой ведущей шестерни (каретки) в зацепление с самой большой ведомой получают первую передачу. Введением в зацепление пары шестерен с меньшей разницей в диаметрах включают вторую передачу и, зацепляя шестерни с наименьшей разницей в диаметрах, — третью.

Читайте также:  Виды тракторных прицепов

Для получения заднего хода между двумя шестернями ведущего и ведомого валов помещают дополнительную двойную шестерню, насаженную свободно на специальный валик, закрепленный в корпусе. При перемещении шестерни вперед она войдет в зацепление с передней шестерней и вращение ведомому валу будет передаваться в обратную сторону.

Для того чтобы исключить возможность перемещения стержней одновременно, что приведет к включению двух передач сразу и поломке шестерен, нижний конец рычага проходит через вырезы кулисы. Она определяет положение рычага, при котором нижний его конец входит в паз головки только одного стержня. Стержни и шестерни после включения передачи и в нейтральном положении стопорятся фиксаторами, шарики или штифты которых с пружинами помещены в гнездах крышки и входят в выемки на стержнях.

Включать различные передачи можно только при остановке ведущего вала с шестернями, что достигается выключением главной муфты сцепления. В противном случае при включении передачи зубья вращающейся ведущей шестерни ударятся о зубья шестерни ведомого вала, стоящего неподвижно, и они поломаются. Чтобы исключить возможность включения передач при не выключенной главной муфте сцепления, коробку передач обычно оборудуют блокирующим устройством. Для этого в приливе крышки коробки передач над фиксаторами монтируют блокирующий валик, соединенный рычагом и тягой с педалью или рычагом управления главной муфтой сцепления. На валике сделан паз, в который могут входить штифты фиксаторов. При включенной муфте сцепления валик располагается против штифтов стороной, не имеющей паза. При этом фиксаторы, входя в гнезда на переключающих стержнях, упираются штифтами в валик и удерживают стержни, не позволяя их передвигать и переключать передачи.

При нажатии на педаль или переводе рычага при выключении муфты сцепления блокирующий валик проворачивается и против штифтов фиксаторов располагается его паз. В этом случае фиксаторы освобождаются и могут перемещаться вверх, выходя из гнезд стержней при их передвижении и позволяя переключать передачи.