Механизм реверса. Устройство и принцип работы (схема)


В некоторых моделях тракторов применяют механизм реверса, позволяющий изменять направление вращения ведущего вала коробки передач, что дает возможность получать несколько передач заднего хода или столько же передач заднего хода, сколько и вперед.

При продольном расположении валов механизм реверса может быть выполнен, например, вместе с дополнительным редуктором. В случае перемещения специальной широкой шестерни реверса в редукторе вперед до зацепления с шестерней, вращение к шестерне, находящейся в нейтральном положении, и к ведущему валу коробки передач от ведущей шестерни передается в обратную сторону, что дает возможность получить несколько передач заднего хода.

В коробках передач с поперечным расположением валов используют механизм реверса с коническими шестернями.

Принцип работы механизма реверса

Вращение от вала муфты сцепления к ведущему валу коробки передач с поперечным расположением валов передается через зубчатые конические шестерни. Ведущая шестерня, соединенная с валом муфты сцепления, входит в постоянное зацепление с двумя ведомыми коническими шестернями, свободно насаженными на ведущий вал коробки передач.

Механизм реверса

Механизм реверса: а – с многопарным зацеплением; б – с прямой передачей; в – реверс-редуктор с цилиндрическими шестернями; г – реверс с коническими шестернями.

Между шестернями на шлицах вала размещена передвижная муфта с двумя зубчатыми венцами, которые могут входить в зацепление с внутренними зубчатыми венцами ведомых конических шестерен. При перемещении муфты вправо она входит в зацепление с конической шестерней, соединяя ее с ведущим валом коробки передач. При этом вал получает вращение в направлении, обеспечивающем передний ход трактора.

При перемещении муфты влево она входит в зацепление с ведомой конической шестерней, соединяя ее с валом, и вал начинает вращаться в обратную сторону, обеспечивая движение трактора задним ходом на всех включаемых передачах. Муфту передвигают при помощи рычага реверса.