Механизм передачи пускового двигателя


Механизм передачи пускового двигателя предназначен для передачи вращения от коленчатого вала пускового двигателя к коленчатому валу дизеля при пуске, а также автоматического отключения пускового двигателя, когда дизель уже пущен. Установлен механизм передачи под пусковым двигателем в картере маховика дизеля и зафиксирован в нем с помощью стопорного болта.

Устройство

Механизм передачи пускового двигателя состоит из фрикционной муфты сцепления и механизма включения и автоматического отключения шестерни привода венца маховика дизеля, смонтированных на валу. Спереди механизм передачи закрыт кожухом, состоящим из обечайки и крышки, на которой смонтирован механизм выключения муфты сцепления.

Вращение от шестерни коленчатого вала пускового двигателя через промежуточную шестерню, установленную в картере пускового двигателя, передается шестерне механизма передачи, установленной на подшипниках. С помощью фрикционной муфты сцепления вращение от шестерни передается валу, вращающемуся на двух шарикоподшипниках.

Механизм передачи пускового двигателя

Механизм передачи пускового двигателя: 1 — рычаг; 2 — крышка; 3 — упор; 4 и 23— валики; 5 — толкатель; 6 — упорная гайка; 7 — шестерня привода венца маховика; 8 — шарикоподшипник; 9 — картер маховика дизеля; 10 — стакан; 11 — подшипник; 12 — промежуточная шестерня; 13 — задний ведомый диск; 14 — средний ведомый диск; 15 — ведущий фрикционный диск; 16 — передний ведомый диск; 17 —шпилька; 18 — гайка; 19 и 39— пружины; 20 — рычаг включения; 21 — упорный башмак; 22 — выжимной башмак; 24— крышка кожуха; 25 — нажимной диск; 26 — палец; 27 — центровочный штифт; 28 — колодка тормоза; 29 — барабан; 30 — обечайка; 31 — самоподжимная манжета; 32 — специальная пластмассовая шестерня; 33 — шестерня механизма передачи; 34 — вал; 35 — пружина; 36 — маховик дизеля; 37 — корпус грузов; 35 — грузы; 40 — корпус муфты сцепления.

Подшипники установлены в стакане, который посажен в отверстие, расточенное в картере маховика дизеля, и закреплен в нем стопорным болтом. На другом конце вала на шлицах посажена шестерня привода венца маховика. На шестерне закреплен механизм автоматического ее отключения.

Читайте также:  Планетарная передача и ее принцип действия

Муфта сцепления — фрикционная, постоянно замкнутая, двухдисковая, сухая. Ведущими частями муфты является барабан и два фрикционных диска. Барабан посажен на ступицу шестерни и прикреплен к ней шестью болтами. На цилиндрической части барабана выполнены восемь прямоугольных вырезов, в которые входят выступами ведущие фрикционные диски. Между ведущими дисками, а также снаружи их расположены ведомые стальные диски, посаженные на шлицы вала. Средний и задний ведомые диски могут свободно перемещаться вдоль шлицев. Передний ведомый диск закреплен на шлицах неподвижно двумя пружинными кольцами, вставленными в канавки на валу по обе стороны диска. В задний диск ввернуты десять шпилек, на которые надеты пружины. Одним концом пружины упираются в гайки, навернутые на шпильки, другим — в дно стаканчиков, которые установлены в десяти отверстиях переднего ведомого диска и прилегают к нему своими буртами. Под действием усилия сжатых пружин ведущие и ведомые диски прижимаются один к другому. Усилие затяжки пружин, регулируемое гайками, должно быть таким, чтобы сила трения, возникающая между дисками, была несколько больше усилия, необходимого для
проворачивания коленчатого вала дизеля.

Муфта сцепления выключается путем сжатия пружин и смещения заднего ведомого диска в сторону барабана. Все десять пружин сжимаются одновременно нажимным диском, который своими выступами входит в кольцевые канавки на гайках. Нажатие на диск производится специальным выжимным механизмом, расположенным в крышке кожуха.

Выжимной механизм состоит из валика, рычага, выжимного и упорного башмаков. Валик поворачивается и скользит во втулке, запрессованной в крышку. На наружном конце валика закреплен рычаг, а на внутреннем выжимной башмак. На торце выжимного башмака имеются два выступа, обработанные по винтовой поверхности. Этими выступами выжимной башмак при повороте рычага скользит по аналогичным выступам упорного башмака, который привернут к крышке двумя болтами. Благодаря винтовой поверхности на торцах выступов башмаков выжимной башмак при повороте передвигается вместе с валиком и рычагом в осевом направлении и, нажимая шариком, запрессованным в торец валика, в шарик центровочного штифта нажимного диска, выключает муфту сцепления.

Читайте также:  Виды посевов

Для ускорения остановки вала механизма передачи после выключения муфты сцепления выжимной механизм оборудован тормозом колодочного типа. Колодки с прикрепленными к ним фрикционными накладками свободно установлены на пальцах и имеющимися на них полусферическими выступами с помощью пружины прижаты к выжимному башмаку.

При выключении муфты выжимной башмак поворачивается, и выступы колодок сходят с опорной цилиндрической поверхности на выжимном башмаке в специально выфрезерованные в нем углубления. В результате этого пружины прижимают колодки фрикционными накладками к выступающей цилиндрической поверхности переднего ведомого диска и тормозят его, быстро останавливая при этом вал механизма передачи.

Шестерни и подшипники механизма передачи смазываются маслом, залитым в специально для этого выполненный колодец картера маховика дизеля. Масло разбрызгивается и наносится на зубья шестерен специальной пластмассовой шестерней, вращающейся на пальце в картере маховика. Чтобы масло не перетекало к муфте сцепления, в расточку шестерни запрессована самоподжимная манжета, а на ступице шестерни выполнена маслосгонная резьба.

Механизм включения и автоматического отключения смонтирован на шестерне привода и заднем конце вала механизма передачи. Шестерня свободно перемещается по шлицам вала. На цилиндрическую ступицу шестерни надет корпус грузов и закреплен на ней четырьмя болтами. На корпусе выполнены четыре ушка, в отверстия которых вставлены оси с посаженными на них грузами, которые могут качаться на осях. Грузы своими лапками взаимодействуют один с другим так, что при отклонении одного из грузов отклоняется и другой. Зацепами, имеющимися на концах грузов, грузы входят в окна, выполненные на корпусе.

В задние концы грузов ввернуты упоры застопоренные шплинтами. Между упорами установлена пружина, центрирующаяся в отверстии корпуса грузов. В осевом сверлении вала механизма передачи установлены две пружины, действующие через цилиндрический толкатель на корпус грузов. В резьбовой конец вала ввернута упорная гайка, имеющая выступы, расположенные против зацепов грузов. Шестерня вводится в зацепление с венцом маховика рычагом, закрепленным на валике. Валик вращается в крышке, установленной на корпусе муфты сцепления дизеля. На наружном конце валика закреплен рычаг управления механизмом передачи.

Читайте также:  Машины для обработки почвы

При повороте валика рычаг, преодолевая усилие пружин, перемещает корпус грузов, а вместе с ним и шестерню в сторону венца маховика. Грузы при этом своими зацепами скользят по конусной поверхности упорной гайки, сжимая пружину. Когда шестерня войдет в зацепление с венцом маховика, зацепы грузов зайдут за выступы упорной гайки (при этом слышен характерный щелчок), и движение шестерни в обратную сторону станет невозможным. Шестерня останется в зацеплении с венцом маховика, и вращение от механизма передачи пускового двигателя будет передаваться на маховик дизеля. После включения шестерни привода рычаг возвращается в исходное положение пружиной, установленной на наружном рычаге управления.

Когда дизель начнет работать самостоятельно, маховик «поведет» за собой вал механизма передачи и частота вращения его увеличится. Под действием увеличившихся центробежных сил грузы механизма отключения преодолеют усилие пружины и разойдутся. Их зацепы выйдут из-за выступов упорной гайки, и под действием пружин шестерня привода вместе с корпусом грузов и грузами выйдет из зацепления с венцом маховика. Механизм автоматически отключается от дизеля. Этим предотвращается разнос пускового двигателя дизелем. Момент отключения шестерни привода маховика зависит от усилия затяжки пружины, которое может быть отрегулировано упорами.

Управление механизмом передачи пускового двигателя сблокировано и осуществляется одним и тем же рычагом с места водителя. При перемещении рычага на себя переместится вперед тяга, воздействуя на двуплечий рычаг. Двуплечий рычаг, поворачиваясь на пальце, воздействует через промежуточное звено на рычаг и заставляет его поворачиваться от двигателя, при этом муфта сцепления механизма передачи выключается.

Управление механизмом передачи пускового двигателя

Управление механизмом передачи пускового двигателя: 1, 3, 10 и 16 — рычаги; 2 — рукоятка: 4 — промежуточное звено; 5 —двуплечий рычаг; 6, 8 и 15 — пальцы; 7 — стопорный болт; 9 и 12 — тяги; 11 — пружина; 13— гайка; 14 — вилка.

В начальный момент поворота двуплечего рычага тяга остается на месте, так как палец двигается по проушине тяги. Это обеспечивает ввод шестерни привода в зацепление с венцом маховика дизеля только после выключения муфты сцепления механизма передачи. При дальнейшем повороте двуплечий рычаг переместит тягу, которая повернет рычаг, и шестерня привода войдет в зацепление с венцом маховика.

При перемещении рычага от себя включается муфта сцепления механизма передачи и освобождаются тяга с рычагом, которые возвращаются в исходное положение пружиной. Рычаг имеет рукоятку, которая служит для включения механизма передачи при регулировании длины тяг или пуске дизеля, при необходимости, не из кабины водителя.