Механизм передачи пускового двигателя


Предназначен для передачи вращения от коленчатого вала пускового двигателя к коленчатому валу дизеля, а также  автоматического отключения пускового двигателя.

Установлен механизм передачи под пускачом в картере маховика мотора и зафиксирован с помощью стопорного болта.

Устройство

Механизм передачи состоит из:

  1. Фрикционной муфты сцепления
  2. Механизма включения и автоматического отключения шестерни привода венца маховика дизеля, смонтированных на валу.

Спереди механизм передачи закрыт кожухом, состоящим из обечайки и крышки, на которой смонтирован механизм выключения муфты сцепления.

Через промежуточную шестерню передается вращение от коленвала пускача, шестерне механизма передачи, установленной на подшипниках.

Механизм передачи пускового двигателя

Механизм передачи пускового двигателя: 1 — рычаг; 2 — крышка; 3 — упор; 4 и 23— валики; 5 — толкатель; 6 — упорная гайка; 7 — шестерня привода венца маховика; 8 — шарикоподшипник; 9 — картер маховика дизеля; 10 — стакан; 11 — подшипник; 12 — промежуточная шестерня; 13 — задний ведомый диск; 14 — средний ведомый диск; 15 — ведущий фрикционный диск; 16 — передний ведомый диск; 17 —шпилька; 18 — гайка; 19 и 39— пружины; 20 — рычаг включения; 21 — упорный башмак; 22 — выжимной башмак; 24— крышка кожуха; 25 — нажимной диск; 26 — палец; 27 — центровочный штифт; 28 — колодка тормоза; 29 — барабан; 30 — обечайка; 31 — самоподжимная манжета; 32 — специальная пластмассовая шестерня; 33 — шестерня механизма передачи; 34 — вал; 35 — пружина; 36 — маховик дизеля; 37 — корпус грузов; 35 — грузы; 40 — корпус муфты сцепления.

С помощью фрикционной муфты сцепления, вращение от шестерни передается валу на двух подшипниках, которые установлены в стакане.

Стакан посажен в отверстие, расточенное в картере маховика дизеля, и закреплен стопорным болтом. На другом конце вала, на шлицах, посажена шестерня привода венца маховика. На шестерне закреплен механизм автоматического отключения.

Читайте также:  Способы заготовки сена

Принцип действия

Муфта сцепления — фрикционная, постоянно замкнутая, двухдисковая, сухая.

Ведущая часть муфты барабан и два фрикционных диска.
Барабан посажен на ступицу шестерни и прикреплен шестью болтами. На цилиндрической части барабана выполнены восемь прямоугольных вырезов, в которые входят выступами ведущие фрикционные диски.

Между ведущими дисками, а также снаружи, расположены ведомые стальные диски, посаженные на шлицы вала. Средний и задний ведомые диски могут свободно перемещаться вдоль шлицев. Передний ведомый диск закреплен на шлицах неподвижно двумя пружинными кольцами, вставленными в канавки на валу по обе стороны диска.

В задний диск ввернуты десять шпилек, на которые надеты пружины. Одним концом пружины упираются в гайки, навернутые на шпильки, другим — в дно стаканчиков, которые установлены в десяти отверстиях переднего ведомого диска и прилегают к нему буртами.

Под действием усилия сжатых пружин ведущие и ведомые диски прижимаются один к другому.

Затяжка пружин должна быть такая, чтобы сила трения, возникающая между дисками, была больше усилия для проворачивания коленчатого вала мотора.

Муфта сцепления выключается путем сжатия пружин и смещения заднего ведомого диска в сторону барабана. Десять пружин сжимаются одновременно нажимным диском, который выступами входит в кольцевые канавки на гайках.

Выжимной механизм

Нажатие на диск выполняется выжимным механизмом, расположенным в крышке кожуха. Он состоит из:

  1. Валика
  2. Рычага
  3. Выжимного и упорного башмаков.

Валик поворачивается и скользит во втулке, запрессованной в крышку. На наружном конце валика закреплен рычаг, а на внутреннем выжимной башмак. На торце выжимного башмака два выступа, обработанные по винтовой поверхности.

При повороте рычага выжимной башмак скользит взаимодействуя с выступами упорного башмака, который привернут к крышке. При повороте, выжимной башмак,  передвигается вместе с валиком и рычагом по оси, и нажимая шариком, запрессованным в торец валика, на шарик центровочного штифта нажимного диска, выключает муфту сцепления.

Для ускорения остановки вала, выжимной механизм оборудован тормозом колодочного типа.

Колодки с фрикционными накладками свободно установлены на пальцах и имеющимися на них полусферическими выступами и пружиной прижаты к выжимному башмаку.

Читайте также:  Подкачивающий топливный насос для дизеля. Устройство и принцип работы

При выключении муфты выжимной башмак поворачивается, и выступы колодок сходят с опорной поверхности на выжимном башмаке в специальные углубления. В результате этого пружины прижимают колодки к выступающей поверхности переднего ведомого диска и тормозят его, быстро останавливая вал механизма передачи.

Механизм автоматического включения и отключения

Смонтирован на шестерне привода и заднем конце вала механизма передачи. Шестерня свободно перемещается по шлицам вала.

На цилиндрическую ступицу шестерни надет корпус грузов и закреплен на ней четырьмя болтами. На корпусе выполнены четыре ушка, в отверстия которых вставлены оси с посаженными на них грузами, которые качаются на осях. Грузы лапками взаимодействуют один с другим так, что при отклонении одного из грузов отклоняется и другой. Зацепами, грузы входят в окна, выполненные на корпусе.

В задние концы грузов ввернуты зашплинтованные упоры. Между упорами, в центре корпуса грузов, установлена пружина. В осевом отверстии вала, механизма передачи, установлены две пружины, действующие через цилиндрический толкатель на корпус грузов. В резьбовой конец вала ввернута упорная гайка с выступами, расположенная против зацепов грузов.

Шестерня вводится в зацепление с венцом маховика, рычагом, закрепленным на валике. Валик вращается в крышке, установленной на корпусе муфты сцепления двигателя. На наружном конце валика закреплен рычаг управления механизмом передачи.

При повороте валика рычаг, преодолевая усилие пружин, перемещает корпус грузов, а вместе с ним и шестерню в сторону венца маховика.

Грузы, скользя по конусной поверхности упорной гайки, сжимают пружину. Когда шестерня войдет в зацепление с венцом маховика, зацепы грузов зайдут за выступы упорной гайки, при котором слышен характерный щелчок, и движение шестерни в обратную сторону станет невозможным. Шестерня останется в зацеплении с венцом маховика, и вращение от механизма передачи пускового двигателя будет передаваться на маховик дизеля.

Читайте также:  Самый мощный трактор в мире - Challenger MT975

После включения шестерни привода рычаг возвращается в исходное положение пружиной, установленной на наружном рычаге управления.

Когда мотор начнет работать самостоятельно, маховик «поведет» за собой вал механизма передачи и частота вращения его увеличится.

Под действием увеличившихся центробежных сил, грузы механизма отключения преодолеют усилие пружины и разойдутся. Их зацепы выйдут из-за выступов упорной гайки, и под действием пружин шестерня привода вместе с корпусом грузов и грузами выйдет из зацепления с венцом маховика.

Устройство автоматически отключается от дизеля. Этим предотвращая поломку пускового двигателя мотором.

Момент отключения шестерни привода маховика зависит от усилия затяжки пружины, которое регулируется упорами.

Смазка

Шестерни и подшипники смазываются маслом, залитым в колодец картера маховика дизеля. Масло разбрызгивается на зубья шестерен специальной пластмассовой шестерней, вращающейся на пальце в картере маховика.

Чтобы масло не перетекало к муфте сцепления, в расточку шестерни запрессована самоподжимная манжета, а на ступице шестерни выполнена маслосгонная резьба.

Управление муфтой сцепления

Приводится в действие тем же рычагом с места водителя. При перемещении рычага на себя переместится вперед тяга, воздействуя на двуплечий рычаг.

Двуплечий рычаг, поворачиваясь на пальце, воздействует через промежуточное звено на рычаг и заставляет его поворачиваться от двигателя, при этом муфта сцепления механизма передачи выключается.

Чертеж управления муфтой сцепления пускача

Схема: 1, 3, 10 и 16 — рычаги; 2 — рукоятка: 4 — промежуточное звено; 5 —двуплечий рычаг; 6, 8 и 15 — пальцы; 7 — стопорный болт; 9 и 12 — тяги; 11 — пружина; 13— гайка; 14 — вилка.

В начальный момент поворота двуплечего рычага тяга остается на месте, так как палец двигается по проушине тяги. Это вводит шестерню привода в зацепление с венцом маховика дизеля только после выключения муфты сцепления механизма передачи.

При дальнейшем повороте двуплечий рычаг переместит тягу, которая повернет рычаг, и шестерня привода войдет в зацепление с венцом маховика.

При перемещении рычага от себя включается муфта сцепления механизма передачи и освобождаются тяга с рычагом, которые возвращаются в исходное положение пружиной.

Рычаг имеет рукоятку для включения механизма передачи при регулировании длины тяг или пуске дизеля, при необходимости, не из кабины водителя.