Циркуляция масла в двигателе и ее схема


Смазочный насос через заборник забирает масло из поддона и по патрубку подает его под постоянным давлением, которое поддерживается редукционным клапаном насоса, в каналы блока цилиндров и далее в масляный фильтр.

Смазка коленчатого вала

  • Холодное масло очищенное в фильтре открывает редукционный клапан фильтра и направляется в горизонтальный канал в блоке, а из него в наклонный канал. Если же масло горячее, то из фильтра оно автоматически направляется сначала в радиатор для охлаждения, а затем в каналы.
  • Далее проходит по двум направлениям: к третьей коренной шейке коленчатого вала и к второй шейке распределительного вала. Из третьей коренной шейки по сверлениям в щеках и шейках масло поступает последовательно ко всем коренным и шатунным шейкам коленчатого вала, смазывает их и через зазоры в подшипниках стекает в поддон картера.

В полых шатунных шейках коленчатого вала масло подвергается дополнительной центробежной очистке от тяжелых механических примесей и продуктов изнашивания.

Путь к клапанному механизму

  • Для подачи масла к клапанному механизму во второй шейке распределительного вала выполнены два пересекающихся косых сверления. При каждом обороте вала одно из них совпадает с каналом, а другое в этот момент соединяется с вертикальным каналом в блоке и головке блока цилиндров. В канал в головке блока ввернут ниппель, который входит в полую алюминиевую муфту, надетую на полые валики коромысел клапанов.
  • Между ниппелем и муфтой устанавливается уплотнительное резиновое кольцо. Когда сверления совпадают, во второй шейке распределительного вала с каналами в блоке, масло через ниппель в муфту попадает внутрь валиков коромысел, а оттуда по радиальным сверлениям в валиках на втулки коромысел.
  • В коромыслах клапанов выполнены сверления, с помощью которых смазываются сферы штанг толкателей.
Читайте также:  Типы коробок передач тракторов

Смазка шестерни топливного насоса и подшипника шатуна пневмокомпрессора

  • К первому и третьему подшипникам распределительного вала, масло поступает по сверлениям в блоке от первого и пятого коренных подшипников коленчатого вала. Втулка шестерни топливного насоса и подшипник шатуна пневмокомпрессора смазываются от второй коренной шейки коленчатого вала.
  • Масло из сверлений в блоке по штуцеру, ввернутому в блок, наружной медной трубке и штуцеру, ввернутому в щит распределительных шестерен, проходит к сверлениям в щите, где разделяется на два потока. К втулке шестерни топливного насоса направляется по сверлениям в щите и установочном фланце насоса, на котором вращается шестерня, а к подшипнику шатуна пневмокомпрессора — по гибкому резиновому маслопроводу. Сливается масло из пневмокомпрессора по трубе.

Подача на цилиндро поршневую группу

  • Втулка промежуточной шестерни смазывается от первой коренной шейки коленчатого вала.
  • Масло по наклонному сверлению в блоке попадает в кольцевую выточку на пальце промежуточной шестерни, а затем по продольному и радиальному сверлениям в пальце — на втулку. Далее поступает через зазоры в коренных и шатунных подшипниках, увлекается вращающимся коленчатым валом и под действием центробежных сил разбрызгивается.

    При этом масло забрасывается на зеркало цилиндров и смазывает трущиеся поверхности юбки поршня и поршневых колец.

  • Часть масла улавливается отверстием в верхней головке шатуна, откуда оно поступает для смазывания поршневого пальца.

Поступление на распределительные шестерени

  • Разбрызгиваемое коленчатым валом и вытекающее из зазоров подшипников распределительного вала масло смазывает также кулачки распределительного вала.
  • Далее через клапанный механизм, уходит через отверстия для штанг толкателей в камеру толкателей, смазывает толкатели и стекает в поддон картера дизеля. Через зазор в шатунном подшипнике компрессора масло, разбрызгивается, попадает на подшипники вала и цилиндр компрессора и по трубе поступает на распределительные шестерни дизеля. Стекающее с распределительных шестерен и вытекающее из зазоров первого коренного подшипника масло частично улавливается отверстиями в кронштейне привода смазочного насоса и следует к втулкам шестерен привода.

Пусковой двигатель, механизм передачи пускового двигателя, топливный насос и насос системы охлаждения имеют автономную смазочную систему.